Главная | Новости | Каталог организаций | Объявления | Афиша | Отдых | Работа | Справка | Транспорт | Карта | Погода | Форум | Знакомства | PDA | Авто | Конференции

Автор Тема: Копаево. От слова копать?  (Прочитано 2013 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дядя Вася

  • Administrator
  • Сообщений: 8 065
  • Пол: Мужской
  • Во!!! Поменялся!
  • Уважение: +153
Копаево. От слова копать?
« : 27 Февраля 2013, 12:14:06 »
0
Прежде всего – о названии. Уроженец Копаева ленинградский профессор Михаил Александрович Кузьмин считает, что название происходит от глагола «копать». По его предположению, в середине 19 века в устье речки Уткошь вскопали правый берег Волги для создания здесь пристани и железнодорожной станции. От глагола «копать» и произошло название. Однако эта версия вызывает большое сомнение, так как Копаево упоминается в архивных документах уже в середине 18 века.
 Более реальный вариант предложила жительница поселка им. Кирова Раиса Владимировна Вохмянина, работавшая там в 1990-х годах воспитателем «Комнаты школьника». По ее сведениям, в Копаеве издавна изготавливали многочисленные речные суда. Поскольку важнейшим элементом в конструкции судна является копань (шпангоут), то от этого слова могло произойти и название «Копаево».
 Но наиболее предпочтительный вариант названия мы можем предложить, обратившись к словарю В.И. Даля. Там есть два слова «копа», отличающиеся ударением. «Копа» с ударением на «о» употребляется в значении копать. А «копа» с ударением на «а» — в значении копить. Для второго варианта Даль приводит поговорку: «Где кора, там жита копа, где лог, там сена сноп». По тому же словарю «кора» — это твердая оболочка чего-либо, скорлупа, кожура. Таким образом, Копаево – это место, где молотили хлеб и где его много.
 В этом очерке под Копаевом  мы будем понимать территорию много большую, чем микрорайон: всю восточную часть города, лежащую за железнодорожным переездом у бывшего завода «Магма». И вначале обратимся к увлекательнейшему занятию: просмотру старых карт.
 На карте Рыбинского уезда 1908 года мы видим ряд селений, когда-то находившихся вдоль Ярославского тракта и ныне исчезнувших. На пятой версте от города располагалась деревня Оленинское. В октяб-ре 1812 года здесь ночевала колонна пленных французов. В 1855 году, за шесть лет до отмены крепостного права, Оленинское принадлежало коллежской советнице Шаблыкиной.
 При пересечении Ярославским трактом речки Уткошь, там, где сейчас западная оконечность очистных сооружений, находилась небольшая деревенька Пшеницыно.
 Современное Копаево начинается в месте, где Ярославский тракт становится улицей Ошурковской. Здесь когда-то находилась деревня Ошурково. В словаре В.И. Даля слово «ошурки» определяется как «поскребыши, крохи, оборки». Впрочем, писал Н.А. Некрасов, среди русских селений встречаются и такие, как Горелово, Неелово, Неурожайка. В 1826 году Ошурково принадлежало генералу Федору Дмитриевичу Сухареву, а спустя два десятилетия – ярославскому губернатору Константину Марковичу Полторацкому.
 Центром Копаева является конечная остановка автобуса маршрута номер 1. На карте 1908 года здесь находилось  сельцо Верзилово. В первой половине 19 века Верзилово принадлежало действительному статскому советнику, предводителю рыбинского уездного дворянства  Николаю Михайловичу Клементьеву. В 1831 году, когда в России случилась вторая эпидемия холеры, Клементьев принял самое деятельное участие в борьбе с напастью. За что 17 апреля того страшного года император Николай I выразил владельцу Верзилова свое монаршее благословение.
 Через все Копаево, вдоль улицы Ошурковской, бежит небольшой ручей Чечера.
Просматривая журнал «Наука и жизнь» за 1997 год, в статье «Иванов день на поганых прудах» я прочитал, что речка с таким названием протекает и по территории Москвы. Название это родилось у балтоязычных народов, живших здесь до 12 века, и переводится как «Гороховая».
 Чечера впадает в речку Уткошь, у которой также есть своя история. В 1926 году группа учащихся Рыбинского педагогического техникума под руководством геолога А.Н. Егорова совершила экспедицию на Уткошь и обнаружила старое русло реки, существовавшее более 1000 лет назад. По сравнению с сегодняшним  оно было смещено на 2, 5 метра.
 В 1929  году по постановлению ВЦИК Копаево вошло в городскую территорию. Вскоре начались геолого-разведочные работы на новых площадях. И тогда выяснилось, что самой высокой частью Рыбинска, 120 метров над уровнем моря, является участок дороги между Копаевом и Ошурковым.
 Зимой-весной 1936 года, когда между Копаевом и деревней Семеновское  начиналось Особое строительство НКВД, здесь предварительно провели геолого-разведочные работы с бурением. Грунты оказались вполне подходящими для строительства огромных элеваторов, которые вскоре тут и появились.
 На эскизном плане Рыбинска 1929 года также можно встретить уже не существующие объекты. Обозначен гвоздильный завод, известный нам как станкостроительный завод и ликвидированный на рубеже XIX и XX веков.
 Между гвоздильным заводом и железной дорогой расположен поселок Веселые острова. Если подняться по трассе в гору от гвоздильного завода, то окажемся в поселке Новый починок.
Почему новый?
Потому что на плане Рыбинска 1910 года, изданном газетой «Вестник Рыбинской  биржи», через дорогу от будущего Нового починка находился просто Починок. В Новом починке имелись улицы, все с рабочими названиями: Токарная, Малярная, Путейная.
 Но самое большое открытие ждало на карте 1908 года: сельцо Копаево находилось там, где сейчас восточная окраина поселка им. Кирова?! Одноименное название имела и пристань на Волге, ниже устья Уткоши.
 В начале 19 века Копаево принадлежало самому богатому рыбинцу того времени – купцу Л.А. Попову. В 1822 году Лаврентий Алексеевич продал Копаево своим однофамильцам: полковнику Ивану и майору Федору Степановичам Поповым.
 Миграция Копаева до современного места была, видимо, таковой: когда в 1870 году со стороны Москвы к Рыбинску провели железную дорогу, стальные рельсы протянули и до Копаева. Так родилась станция «Копаево». Фирма  Товарищества братьев Нобелей строила свою перевалочную нефтебазу уже в Копаеве. После того как санкт-петербургский купец И.А. Галунов ниже нефтебазы построил мукомольную мельницу, название «Копаево» перешло и на поселок при мельнице.
 В первые годы советской власти изначальное Копаево стало поселком им. Ленина, а после смерти Сергея Мироновича Кирова – поселком им. Кирова.

А.Б. Козлов, сотрудник Рыбинского музея-заповедника.

Сообщения автоматически объединены: 27 Февраля 2013, 12:19:30
Старая карта район Копаево.

А вот  другая статья про родину ключников.

В экспозиции Рыбинского краеведческого музея висит портрет почтенного, седовласого старца, в нижней части изображения имеется надпись: "1870 года октября 1-го. В присутствии их императорских высочеств великого князя Владимира Александровича и великого князя Николая Николаевича Старшего сей старец 82-х лет разорвал полную колоду карт, согнул двугривенный. Свежее яблоко положил между двух пальцев - среднего и указательного, сжав пальцы; яблоко развалилось пополам. Чему зрителями были 19-ть лиц разных чинов, находящихся в свите их императорских высочеств, и воронежский гражданский губернатор князь Трубецкой". Старец поразивший великих князей своей необыкновенной силой, был не герой древнегреческих мифов - Геракл, и не монах из монастыря Шао-Линя, а обыкновенный рыбинский грузчик.

Если подниматься к Рыбинску вверх по Волге, то первыми строениями при приближению к городу, будут заброшенные мельничные причалы в поселке Копаево.  В давние времена через эти причалы проходили тысячи тонн грузов, в первую очередь зерно и мука, и именно волжские порты и  причалы в XIX веке принесли Рыбинску славу столицы бурлаков и крючников. В 1853 г. Рыбинск имел порт и 12 пристаней, самые крупные и самые старые хлебные пристани были в Копаево.  Недаром Галунов в 1884 году именно возле этих причалов построил свою мельницу, в то время одну из самых крупных в России. Да и само название поселка - Копаево, происходит от слова "копать". Был перекопан весь берег, под многочисленные причалы. 
Как только открывалось навигация, в Рыбинск начинали приходить суда с Нижней и Средней Волги, за год их насчитывалось до 6 тысяч. Суда того времени были неуклюжи и тяжелы на ходу. Их длина колебалась от 7 до 80 саженей (сажень ~ 2,13 м), а грузоподъемность составляла от 2 до 70 тысяч пудов (32-1140 т). Основной тягловой силой были бурлаки. Во время навигации в Рыбинске собиралось до 130 тысяч крючников и бурлаков, тогда как все население города насчитывало в середине XIX века не более 7000 жителей. Разгрузкой барж занимались профессиональные артели грузчиков -крючники которых еще называли зимогорами.  Зимогоры - значит горевать зимой. Река вставала, закованная льдом, всякое судоходство на Волге останавливалось и крючнику заработать деньги в это время не было ни какой возможности. Зато летом на заработки съезжались пришлые артели со всей Волги, которые составляли конкуренцию местным грузчикам, здорово сбивая расценки, что часто приводило к кровавым побоищам. Самыми многочисленными из "чужаков" были "ягуты" - крючники Казанской губернии, место где они раньше селились получило название "Ягутская слобода" (Ягутка).
Крючник по тем временам зарабатывал довольно неплохо (10-15 рублей в день), что позволяло носить безрукавки расшитые золотыми галунами, красота узора в зависимости от силы. Правда попасть в артель мог далеко не каждый. Кандидата сначала внимательно осматривал бригадир артели, или как тогда говорили батырь, после чего предлагал встать на весы, где лежал 9 пудовый куль муки (147 кг.), если новичок перевешивал, то он принимался как сейчас говорят с испытательным сроком. Сначала работал на "выставке", то есть выставлял кули с мукой из трюма на палубу. Позже, доказав свою силу и ловкость, уже собственно крючником или иначе "горбачем" - на своем горбу подымать куль в гору. Главным орудием труда у них был крюк - им поддерживался куль на спине. В помощь крюку была лишь седелка - рогожа предохранявшая спину от натирания. После рабочего дня, деньги делились батырем в зависимости от проделанной каждым работой. Заработанное обычно, в этот же день пропивалось в кабаках, которые во множестве окружали причалы. Причем крючники не признавали ни сырой воды, ни пива - только водка и крепкий чай, как у Некрасова "Он до смерти работает - до полусмерти пьет"
Рыбинским крючником побывал даже знаменитый писатель Гиляровский, который в повести "Мои скитания" описал жизнь волжских грузчиков.  Особо отметив, что редко кто из них доживает до 35 лет, человек проработавший крючником более 8 лет огромная редкость, большая часть из них калечится. Оступился с девяти пудовым кулем или прогнившие мостки подломились - счастливо отделаешься, если кости не переломишь. Остальные заканчивали свою карьеру грузчика с диагнозом "Хронические страдания в спинном хребте".
Но те, кто дотягивал до преклонных лет, могли подобно старцу на портрете, удивлять публику феноменальной физической силой.

А. Гаврилов
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2013, 12:19:31 от Дядя Вася »
Я верю в честность Президента, И в неподкупность постовых,
В заботу банка о клиентах… В русалок верю, в домовых!!!

 

Related Topics

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
17 Ответов
9026 Просмотров
Последний ответ 28 Июля 2011, 22:54:21
от Гоша
62 Ответов
7825 Просмотров
Последний ответ 03 Июля 2012, 21:37:59
от Татьяна